Инклюзивное образование
В ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ:
- разработана политика в отношении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
- определены направления деятельности по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализуемым образовательным программам,
- определены задачи и меры по обеспечению специальных условий для поступления и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Показатель | Наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) |
Локальные нормативные акты(с внесением изменений) | — Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — Положение об адаптированной основной профессиональной образовательной программе — План действий ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (дорожная карта) на 2016 – 2032 гг. — Положение о порядке проведения и объеме подготовки по физической культуре (физической подготовке) по программам бакалавриата и специалитета при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Закрепление функций по организации образовательного процесса за структурными подразделениями | Назначено должностное лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ОВЗ – проректор по учебной и воспитательной работе, к.т.н., доцент Гущин Сергей Николаевич (контактные данные) |
Ведение специализированного учета | 1. В университете осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах поступления и обучения. 2. В рамках работы по трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ оказывается приоритетная помощь и содействие, в том числе осуществляется поиск потенциальных работодателей, предоставляющих работу, требующую высокой квалификации, но не требующую ежедневного присутствия специалистов данной категории в той организации, где они будут работать. |
Особенности приема инвалидов и лиц с ОВЗ
Сотрудник приемной комиссии, ответственный за взаимодействие с абитуриентами-инвалидами и их родителями | Ответственный секретарь приёмной комиссии – Потураева Екатерина Руслановна (контактные данные) |
«Горячая линия» по приему инвалидов | Телефон«Горячей линии»: 8 (8332) 57-43-21 Так же можно написать письмо на электронный адрес: priem@vgatu.ru |
Правила приема | — Документы и правила приема — Раздел правил приема «Особые права и преимущества» (связанные в том числе с квотированием бюджетных мест для инвалидов и лиц с ОВЗ) — Раздел правил приема «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ВО, СПО)», «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (Аспирантура)» |
Реализация требований по доступности зданий и сооружений университета и безопасного в них нахождения
Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека | Разработаны и опубликованы на официальном сайте паспорта доступности зданий и сооружений университета |
Кадровое обеспечение
Наличие в штате сотрудников для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ | Привлечение при необходимости сурдопереводчика, тифлопедагога, педагога-психолога на период обучения студента-инвалида или студента из числа лиц с ОВЗ. Проводятся инструктажи работников университета по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг университета. |
Дополнительная подготовка педагогических работников | Проведено обучение педагогических работников университета с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (2017 г.) |
Обеспечение требований к работе с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация довузовской и профориентационной работы с абитуриентами- инвалидами и лицами с ОВЗ | В университете созданы условия для довузовской и профориентационной подготовки абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ. Основными формами профориентационной работы являются: — Дни открытых дверей; — Консультации для инвалидов и лиц с ОВЗ и для родителей по вопросам приема и обучения в университете; — Экскурсии по университету как в составе групп, так и в индивидуальном порядке; — Участие в областных, районных и городских профорентационных мероприятиях |
Сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ | 1. При поступлении в университет абитуриенты-инвалиды и абитуриенты с ОВЗ, не имеющие результатов ЕГЭ, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые университетом самостоятельно, или ЕГЭ в дополнительные сроки. 2. При выборе абитуриентом-инвалидом или абитуриентом из числа лиц с ОВЗ вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно, созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний. «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» Правил приема на обучение по образовательным программам: — ВО (программы бакалавриата, магистратуры, специалитета) — СПО — ВО (программы аспирантуры) |
Информационная открытость
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей | 1. На официальном сайте имеется раздел «Доступная среда», отражающая наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ. 2. Сайт имеет версию для слабовидящих. 3. «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» Правил приема на обучение по образовательным программам: — ВО (программы бакалавриата, магистратуры, специалитета) — СПО — ВО (программы аспирантуры) |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» специального раздела «Сведения об образовательной организации» содержит информацию о материально-техническом обеспечении, в том числе приспособленном для инвалидов и лиц с ОВЗ: — Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов и объектов для проведения практических занятий; — Сведения о наличии библиотек; — Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся; — Данные об объектах спортивной инфраструктуры; — Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; — Обеспеченность возможности беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а так же их пребывание в указанных помещениях |
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Разработка адаптированных основных профессиональная образовательных программ | В настоящее время ведется разработка адаптированных основных профессиональных образовательных программ |
Выбор методов обучения, исходя из их доступности | В образовательном процессе применяются социально-активные и рефлексивные методы обучения для установления полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в студенческой группе. |
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья | 1. Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, банк рабочих программ дисциплин. Имеется доступ к электронным библиотечным системам (ЭБС). 2. Для обеспечения образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания, учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и учебно-методических изданий электронного каталога университета. 3. Формируются библиотечные фонды и коллекции основной и дополнительной литературы по дисциплинам в электронном виде. |
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ | 1. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой. 2. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков | 1. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на один год. 2. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. |
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах | Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются Центром карьеры и профориентации (контактная информация) во взаимодействии с центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ являются: — День карьеры (с перечнем вакансий для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ); — проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся; — организация практики для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями); — заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ |
Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Обеспечение учебно-методическими ресурсами | В университете имеется и постоянно пополняется подборка учебных материалов для их последующего использования инвалидами и лицами с ОВЗ с целью извлечения необходимой информации. |
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса | Комплексное сопровождение включается в структуру образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами.Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования включает: — контроль за посещаемостью занятий; — помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; — организацию индивидуальных консультаций при длительном отсутствии обучающихся; — содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; — коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Осуществляется сотрудниками отдела воспитательной работы. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется врачами медицинского пункта университета при КОГБУЗ «Кировский клинико-диагностический центр». Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется сотрудниками отдела воспитательной работы. |
Оказание медицинской помощи | Заключен договор с КОГБУЗ «Кировский клинико-диагностический центр» |
Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» | Для инвалидов и лиц с ОВЗ в университете устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы преподавателем дисциплины «Физическая культура и спорт» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. |
Дополнительная информация | Портал информационной поддержки инклюзивного высшего образования: http://ivo.mininuniver.ru/. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования:http://spo.wil.ru/ |