История кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов
В 1954 году на базе существовавшей с 1952 года кафедры «Механизация и электрификация сельского хозяйства» была организована кафедра «Тракторы и автомобили».
Вновь созданная кафедра имела оборудование на 154 рубля и размещалась в двух комнатах площадью 76 квадратных метров.
Первыми сотрудниками кафедры стали доценты А.М. Гуревич и И.Г. Цыганков, ассистент В.В. Сергеев и старший лаборант М.Д. Коряковцев. Заведующим кафедрой был назначен кандидат технических наук, доцент Александр Михайлович Гуревич. А.М.Гуревич возглавлял кафедру по 1977 год, более 23 лет, и до конца своей жизни оставался сотрудником кафедры.
Вскоре на кафедре появляются новые преподаватели: Н.А. Наговицын, Б.В.Андреев, А.В.Прозоровский, А.М. Еремин и А.М.Старикова. Этот коллектив начал закладывать основы современных лабораторий кафедры, ее научной и методической работы.
Уже в 1957 году на кафедре были установлены два тормозных стенда для испытаний ДВС, развернута лаборатория «Шасси автомобилей», создана новая лаборатория для учебного курса «Топливо, смазка, вода». В 1958 году начаты занятия во вновь организованной лаборатории теплотехники.
В эту работу активно включился дипломник первого выпуска факультета механизации А.К. Болотов. Именно с его приходом на кафедру зародилась традиция пополнения коллектива за счет одаренных выпускников своего родного инженерного факультета, которая практикуется до сих пор.
Работая на кафедре А.К. Болотов вырос до проректора по учебной работе, а с 1992 по 1999 год был ректором нашего вуза. В соавторстве с A.M. Гуревичем и другими ведущими специалистами страны он издал более 30 учебников, учебных пособий и статей. А.К. Болотов был избран академиком академии аграрного образования. Он награжден рядом правительственных наград. А.К. Болотову присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ»
Задаче совершенствования технической подготовки механизаторов был посвящен написанный A.M. Гуревичем в соавторстве с Е.М. Сорокиным и изданный в 1962 году учебник «Тракторы и автомобили». Книга была высоко оценена профессионалами. Всего А. М. Гуревич написал и издал в центральных и региональных издательствах более 150 учебников, учебных пособий и статей. В 1967 году он становится первым профессором на факультете, а в 1971 году ему присваивается звание «Заслуженный механизатор РСФСР».
В 2010 году, в честь 100-летия со дня рождения профессора А.М.Гуревича, академия учредила ежегодную премию его имени, которой награждаются лучшие ученые и педагоги академии за заслуги в области агроинженерии.
1973 год стал особенно «урожайным» на молодых сотрудников. В этом году на кафедру пришли два выпускника инженерного факультета – В.А. Лиханов и А.А. Лопарев. В.А. Лиханов начал свою работу на кафедре в должности младшего научного сотрудника, а А.А. Лопарев — в качестве инженера-испытателя хоздоговорной группы.
Через год А.А. Лопарев перешел на преподавательскую работу, стал активно заниматься научно-исследовательской работой. В 1983 году защитил кандидатскую, а в 2003 — докторскую диссертации. В 2013 ему присвоено ученое звание профессора. Он автор более 200 статей, 9 учебников и учебных пособий. Наиболее значимые из них «Конструкция тракторов и автомобилей», сборник задач по теплотехнике, написанные совместно с Судницыным В.И. и Болотовым А.К., а также «Экологические и энергетические аспекты использования пропашных тракторов», «Дипломное проектирование», «Электронное оборудование автомобилей», «Теплотехника и применение теплоты в автомобильном хозяйстве: Сборник задач» в соавторстве с Лихановым В.А. и Вылегжаниным П.Н., «Основы теории безаварийной эффективности автомобиля» и др. Тринадцать лет А.А. Лопарев выполнял функции заместителя декана инженерного факультета. Профессором А.А.Лопаревым подготовлено три кандидата технических наук. С 1999 года по 2003 А.А.Лопарев избирался заведующим кафедрой тракторов и автомобилей.
В.А. Лиханов под руководством профессора А.К. Болотова выполнил и успешно защитил в 1982 году кандидатскую диссертацию, в 1984 году стал доцентом. За годы работы на кафедре В.А. Лихановым создана научно-исследовательская лаборатория по испытанию ДВС и газовому анализу. На базе этой лаборатории им и его учениками проводятся исследования, результаты которых отражены более чем в 500 научных и методических статьях, опубликованных и различных печатных изданиях. В.А. Лиханов — автор более 60 учебников, учебных пособий и брошюр, написанных совместно с ведущими преподавателями ВГСХА и других российских вузов. По теме научных исследований им издано 30 монографий. В 1999 году он защитил докторскую диссертацию, в 2001 был избран профессором, в 2001 же году стал академиком Российской академии транспорта. В 2013 году избран действительным членом Российской академии естествознания.
Путь от техника-испытателя до доктора технических наук, профессора.руководителя крупного подразделения НИИСХ Северо-Востока прошел Ф.Ф. Мухамадьяров.
Конечно же, вся научно-исследовательская работа проводилась без отрыва от выполнения основной задачи кафедры — подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для сельскохозяйственного производства и перспективных специалистов для собственного обновления.
С 1 декабря 2003 года на базе кафедры тракторов и автомобилей образованы две кафедры: двигателей внутреннего сгорания и автомобилей и тракторов.
Кафедру двигателей внутреннего сгорания возглавил академик РАТ д.т.н., профессор В.А. Лиханов, а кафедру автомобилей и тракторов д.т.н., профессор А.А. Лопарев.
На кафедре двигателей внутреннего сгорания работали так же доценты и кандидаты наук:Р.Р. Деветьяров, П.Н. Вылегжанин, О.П. Лопатин, А.В. Россохин, А.Н. Чувашев, А.А. Анфилатов, С.А. Романов.
На кафедре двигателей внутреннего сгорания подготовлены восемнадцать кандидатских диссертации. Получено пять патентовна изобретение и один патент на полезную модель.
На кафедре автомобилей и тракторов работали доктор технических наук профессор Ф.Ф. Мухамадьяров, доценты В.И. Судницын, К.В. Новиков, В.П. Остальцев, ст.преподаватель А.И. Легков, ассистенты Шмаков В.А., Бронников В.В., Комкин А.С., учебный мастер Венглинский А.М.
На кафедре автомобилей и тракторов подготовлены три кандидатские диссертации. Получен один патент на изобретение и один патент на полезную модель.
С 1 марта 2013 годы обе кафедры,согласно плана оптимизации академии для повышения эффективности ее работы, вновь были объединеныи она стала называться кафедра тепловых двигателей, автомобилей и тракторов. Заведующим был избран академик, доктор технических наук, профессор В.А.Лиханов.
В 2013-2014 учебном году на кафедре преподают:
- профессоры и доктора наук: В.А. Лиханов, А.А. Лопарев, Ф.Ф. Мухамадьяров;
- доценты и кандидаты технических наук: Р.Р. Деветьяров, П.Н. Вылегжанин, О.П. Лопатин, А.В. Россохин, А.Н. Чувашев, А.А. Анфилатов, С.А. Романов, К.В. Новиков, А.И. Чупраков.
Преподаватели кафедры активно занимаются научно-исследовательской, учебно-методической работой, разработки кафедры отмечены дипломами и медалями Всероссийских выставок и Международных конференций. Сотрудники и аспиранты регулярно участвуют в конференциях различного уровня, поддерживают тесные связи с коллегами из других вузов.