Новости института экономики, управления и информационных технологий

Люблю бухучет за магию цифр

Елена Александровна Клинова, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, бухгалтерского учёта и статистики, доцент кафедры экономики и управления. Руководитель проектного офиса ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ.

– Елена Александровна, почему в свое время для поступления вы выбрали именно наш вуз, тогда — Вятскую государственную сельскохозяйственную академию?

— Потому что считала и считаю, что здесь самое качественное и востребованное образование. Как подтверждение: после учебы мы трудоустраивались по своей экономической специальности, и работодатели сначала рассматривали выпускников сельхозакадемии, а потом уже остальных. В нашем вузе образование было более практикоориентированным, чем в других заведениях. Бухучет в аграрных вузах даётся системно и глубоко. Мы выходили готовыми специалистами, способными сразу приступить к работе. Дипломы котировались по всей стране — выпускников расхватывали как «горячие пирожки». А ещё я в принципе люблю бухучет за «магию цифр»: взглянув на отчётность, понимаешь всё о предприятии!

— Как приняли решение продолжить образование, оставшись на кафедре?

— После защиты диплома мой научный руководитель Рашида Нурулловна Сунгатуллина, заведующая кафедрой экономического анализа и аудита, порекомендовала мне обучение в аспирантуре. Я согласилась, тем более вуз всесторонне поддерживал аспирантов: отправлял в командировки для расширения круга знаний, частично оплачивал расходы на защиту.

Кстати, на защите диссертации мне посчастливилось познакомиться со многими мэтрами экономики и бухучёта, по чьим учебникам я сама училась: Романом Петровичем Булыгой, Маргаритой Викторовной Мельник, Михаилом Исааковичем Куттером, Ольгой Алексеевной Мироновой, Майей Анатольевной Aзарской… В других университетах такой поддержки аспирантов и возможностей для защиты, пожалуй, не было.

— В чём значение вашей кафедры?

— Мы выпускаем бухгалтеров и финансистов для всего региона. Наших ребят «разбирают» быстро — традиции обучения сильны: методика и подходы в буквальном смысле передаются от учителя к ученику — дело заведующего кафедрой продолжают его студенты. Кроме того, мы постоянно обновляем программу: только вчера налог на прибыль был 20%, а сегодня уже 25%. И мы в учебной программе это тоже должны быстро учесть! Преподаватели ежедневно «прокачивают» знания — иначе отстанешь от жизни.

— Почему кафедра объединяет бухучёт и IT?

— С одной стороны, из-за оптимизации. С другой: современный бухучет — это автоматизированные системы. Мы учим не только считать активы, но и обрабатывать данные «в цифре».

– Кстати, никогда не сталкивались с непониманием: почему в аграрном вузе учат на экономистов, ведь есть же, вроде бы, чисто экономические вузы? 

– Как можно считать наше обучение на экономистов непрофильным делом? Без них в сельском хозяйстве никуда: ни нормы не посчитаешь, ни бизнес не построишь. К тому же при обучении мы учитываем специфику предприятий аграрного комплекса, и это очень важно: учёт в сельском хозяйстве сложнее, чем на среднестатистическом предприятии. В AПК нужно учесть и сезонность, и форс-мажор (ливни, снегопады, неурожаи, падеж скоты и т. д.) — рисков гораздо больше, и экономист должен это понимать и учитывать.

— Передача знаний студентам — прекрасная миссия, но не было желания уйти на какое-то предприятие? 

— Уходила, но преподавание затягивает. Общение со студентами «омолаживает» — даже речь меняется: от академической до сленга. Когда видишь их интерес, когда они говорят: «Мы вами гордимся» — это мотивирует. Всё это заряжает энергией, хочется делать больше.

— Елена Александровна, вы еще и руководите проектным офисом Вятского ГАТУ. Расскажите о нем. 

— Это пространство для развития soft skills. В переводе — «мягкие» или гибкие навыки, которые помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми. Мы развиваем студентов через работу над их собственными идеями. Ребята учатся ответственности, командной работе. Студенты могут приходить в офис в любое время — творить, обсуждать фильмы, решать совместно какие-то задачи. Причем мы открыты не только для студентов нашего института, но и других студентов Вятского ГAТУ и всегда готовы им помочь, если им нужно справиться с какими-то экономическими задачами. 

Офис создан при поддержке нашего выпускника — Сергея Бусыгина, генерального директора компании «AгриКоника». Поскольку, во-первых, он наш бывший студент и понимал нужды вуза, во-вторых, он ориентирован на инновации и убежден, что студенты — молодежь должны быть открыты ко всему новому и иметь возможности черпать знания и пользоваться современными инструментами.

— Какие инновации в вузе вас радуют?

— Появились научные лаборатории с чёткой структурой. Мы стали более открытой площадкой: сотрудничаем с Белоруссией, проводим совместные лекции. Сейчас Вятский ГАТУ часто появляется в СМИ — это показатель активности. А ещё растёт число бизнес-партнёров. Они заинтересованы в кадрах и вкладываются в образование.

— Вы постоянно в контакте с молодежью. Какие они — современные студенты?

— Они другие по сравнению с тем, какими были мы в свое время. Не удивишь ничем: с 1–2 курса работают, ценят своё время. Если что-то не устраивает, увольняются даже при хорошей зарплате. Но критического мышления меньше. Раньше студенты «въедались» — анализировали материал, а сейчас принимают информацию на веру. Хотя, может, я просто консервативна. Но мы любим студентов — всех, даже «хулиганов». Они добрые, отзывчивые. Попросишь помочь — стулья перенесут, проект доделают. А видеть, как у «троечника» загораются глаза — это маленькая победа и главное достижение преподавателя.

— Чем особенно гордитесь на своей работе?

— Проектным офисом — нашим «местом силы», где студенты растут во всех направлениях — от личностного до профессионального. Вот совсем недавно первокурсники сами провели экскурсию — я волновалась, а они справились блестяще. Это счастье!

Команда Вятского ГАТУ окунулась в атмосферу одного из самых ярких бизнес-событий года — «Альфа-Конфа 2025»!

Это был не просто набор лекций, а настоящий заряд мотивации, ценных знакомств и свежих идей!

В отличие от традиционных бизнес-конференций, «Альфа Конфа» делает ставку на живое, неформальное общение. Участники могли напрямую задать вопросы спикерам и получить обратную связь.

  • Дмитрий Сендеров рассказал о смене трендов в маркетинге и применении инновационных инструментов.
  • Александр Афанасьев раскрыл значение финансовых показателей и подчеркнул роль управленческой отчетности.
  • Владимир Якуба провел мастер-класс по эффективным продажам.

Конференция завершилась выступлением Лины Арифуллиной, которая на ярком примере показала, как важна убежденность спикера в своих словах при донесении информации до аудитории.

Для студентов Вятского ГАУ подобные мероприятия — это бесценная возможность не только перенять опыт успешных предпринимателей, но и вдохновиться на активную деятельность! Прямой контакт слушателей с экспертами и актуальная информация повышают уровень знаний и помогают быть в курсе процессов в современном мире бизнеса.

Значимость события подчеркнул и губернатор Кировской области Александр Соколов, поприветствовавший участников «Альфа Конфы».Такие события вдохновляют и дают понять: время двигаться вперед, время учиться новому!

Студентка из Вятского ГАТУ вошла в рабочую группу Торгового Представительства РФ в Республике Беларусь

Дарья Сенникова, студентка третьего курса Института экономики, управления и информационных технологий Вятского ГАТУ, приняла участие в Минской международной молодёжной проектной лаборатории БРИКС «BRICS Project Lab — Minsk». Мероприятие прошло с 28 по 31 октября в Минске, Республика Беларусь.

Научный руководитель студентки — Татьяна Ивановна Ларинина, к.э.н., доцент. По итогам конкурсного отбора Дарья Сенникова была приглашена в качестве организатора-аналитика в команду, разрабатывающей решения к заданию Торгового Представительства Российской Федерации в Республике Беларусь.

Проектная лаборатория БРИКС организована Представительством Россотрудничества МИД РФ в Республике Беларусь совместно с МГИМО МИД РФ и Белорусским государственным университетом.

Лаборатория — международный форум, объединяющий студентов, аспирантов и молодых учёных из стран БРИКС+ для разработки инновационных проектов, направленных на развитие международного сотрудничества в формате объединения.

Участники Лаборатории презентовали проекты представителям партнерских организаций, подготовивших задания для команд: Торговому Представительству Российской Федерации в Республике Беларусь, Управлению общественной дипломатии Россотрудничества, региональной делегации Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Российской Федерации и Республике Беларусь, Молодёжному Совету при Совете Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Центру развития Евразийских коммуникаций, ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», Институту международных исследований МГИМО МИД РФ, Центру диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения г. Москвы. Инициативы получили возможность дальнейшего сопровождения и реализации проекта.

Во время очной работы Лаборатории БРИКС в г. Минск участники посетили Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь, Суд ЕАЭС, Штаб-квартиру Исполкома СНГ.

Проект Дарьи, затронувший аспекты законодательного регулирования международной экономической деятельности, получил высокую оценку экспертов из Торгового Представительства РФ и был отобран для практической реализации.

«Хочу выразить благодарность Николаю Владимировичу Шабалину за предоставленную возможность принять участие в конкурсе; руководству и партнёрам Лаборатории — за организацию мероприятия на высоком уровне; команде трека Торгового Представительства Российской Федерации в Республике Беларусь — за качественное выполнение поставленных задач. Отдельная благодарность моему научному руководителю, Татьяне Ивановне Ларининой, за организацию моего участия в научных мероприятиях, прочные знания в области экономики и международных экономических отношений».

Экономист как дирижёр сельского хозяйства

Татьяна Борисовна Шиврина, кандидат экономических наук, доцент, исполняющий обязанности директора Института экономики, управления и информационных технологий Вятского ГАТУ. Автор более 10 монографий и 100 учебно-методических работ.


— Татьяна Борисовна, расскажите, как начался ваш профессиональный путь? 

— В 1991 году я окончила Кировский сельхозинститут, и при распределении мне предложили остаться на кафедре бухгалтерского учета и финансов. В итоге кафедра стала для меня вторым домом. Через несколько лет кафедра бухучета и финансов разделилась. Я выбрала кафедру финансов, где и работала до 2000 года, пока после защиты кандидатской мне не предложили возглавить кафедру экономики.

— Помимо руководства и преподавания вы всегда стремились к научной деятельности. Что вас мотивировало? 

— Всё началось ещё в студенческие годы. Моим научным руководителем была Альбина Ивановна Малыхина — замечательный педагог и учёный. Она сумела зажечь во мне искру исследовательского интереса. Первое свое выступление на студенческой научной конференции в Ленинградской сельхозакадемии (сейчас Санкт-Петербургский ГАУ) я помню до сих пор. Потом были и работа над дипломом, кандидатской диссертацией, научные публикации, выступления на конференциях… 


— Расскажите о вашем направлении работы, ведь для многих понятие экономики очень общее и абстрактное. Какова значимость экономиста в сельском хозяйстве? 

— Представьте: в апреле хозяйство тратит огромные деньги, приобретая ГСМ, удобрения, семена, а отдачу получит только в октябре-ноябре — после уборки урожая. Это как минимум полгода ожидания! А если взять животноводство… Вот, например, чтобы тёлочка выросла, принесла телёнка и начала давать молоко, нужно 2,5–3  года! И всё это время её нужно кормить, ухаживать, платить зарплату работникам… 

Мы, экономисты, должны просчитывать все возможные сценарии: засуху, заморозки, падение цен на продукцию — и закладывать эти риски в финансовые планы. Это не просто бухгалтерские расчёты — это настоящее искусство балансирования! Экономисты должны обеспечить финансовую устойчивость хозяйства. Чтобы всегда были деньги на зарплату, корма и запчасти, на текущий ремонт и т. д. 

По сути, экономист в сельском хозяйстве — это, прежде всего, профессиональный риск-менеджер. Можно сравнить экономиста с дирижёром оркестра! Вот есть агроном. Он знает, как выращивать различные сельскохозяйственные культуры. Зоотехник разбирается в животных. Инженер отвечает за технику. А экономист над всеми — он соединяет их работу в единое целое. Он должен понимать потребности каждого специалиста и направления, просчитывать, как оптимизировать их запросы в рамках общего бюджета. 

Допустим, агроном просит закупить новые удобрения. Экономист должен рассчитать: а есть ли деньги? Если нет, можно ли взять кредит? Какой график платежей будет оптимальным? А если вдруг засуха? Сможем ли мы обслужить этот кредит? Это постоянный анализ и поиск компромиссов. То есть экономист отвечает за главную цель всего процесса деятельности сельскохозяйственной организации — получение прибыли и ее правильное распределение. 



— Вы уже 30 лет преподаете, занимаетесь наукой, пишете важные работы. То есть вы — теоретик, но много в вашей карьере было и практики. А когда случился первый опыт реальной работы, и можете ли провести какие-то параллели с сегодняшней практикой студентов?

— Я вспоминаю свою первую практику после второго курса. Приезжаю в хозяйство, а мне говорят: «Через неделю экономист — в отпуск, будешь её замещать». И месяц я реально работала! 

К сожалению, пока еще есть предприятия, воспринимающие практикантов как бесплатную рабочую силу. 

Но, конечно, большинство — надежные, хорошие предприятия, куда мы с удовольствием и со спокойной душой отправляем студентов на практику, и зачастую они потом отправляются туда работать.

— А как изменилась мотивация у студентов, если сравнивать с временами вашей учебы? 

— Раньше было чёткое понимание: учишься на бухгалтера — станешь бухгалтером. Сейчас установка другая: «Получить знания, которые можно применить где угодно». И это правильно — мир стал более изменчивым. Но! Мы стараемся сохранить фундаментальность образования. Чтобы выпускник мог не только пользоваться готовыми программами, но и понимать экономическую суть процессов.


— Как изменилась работа экономиста за последние годы?

— Кардинально! Раньше мы считали на калькуляторах, от руки заполняли таблицы. Сейчас — мощные ERP-системы, цифровые платформы. Но суть-то осталась прежней! Технологии — это всего лишь инструмент. Главное — экономическое мышление, умение видеть картину в целом.

— Какие качества вы стараетесь привить студентам?

— Прежде всего, ответственность. У нас на кафедре есть замечательная фраза, доставшаяся от старших коллег: «Делайте днем все так, чтоб ночью спалось спокойно». Это и про честность в расчётах, и про внимательность к деталям, и про заботу о людях. 

И всегда советую молодым экономистам никогда не останавливаться в обучении. Мир меняется стремительно — появляются новые технологии, инструменты, вызовы. Но основы — экономические законы, принципы управления — остаются незыблемыми. Важно уметь сочетать традиционные знания с инновационными подходами. И главное — любить то, чем занимаешься!

— Что бы вы назвали главным в профессии экономиста АПК?

— Видение перспективы. Сельское хозяйство — это всегда про будущее. Посеяли сегодня — урожай через полгода. Завели стадо крупного рогатого скота или посадили сад — прибыль через годы. Экономист должен уметь смотреть далеко вперёд, предвидеть риски, находить баланс между сегодняшними затратами и завтрашними доходами. Это не просто профессия — это образ мышления.

— Как вы взаимодействуете, кроме практики студентов, с действующими предприятиями?

— Мы оказываем реальную консультационную поддержку бизнесу, в том числе и предприятиям агропромышленного комплекса. 

— Кем из своих выпускников вы особенно гордитесь?

— Мы гордимся всеми нашими выпускниками, особенно теми, кто работает в агропромышленном комплексе, и их много! Большинство экономистов и бухгалтеров сельскохозяйственных предприятий Кировской области — наши выпускники. Можно отметить, что у нас учатся по несколько поколений в семьях — родители и дети. Как пример, можно привести семью Севрюгиных — Владимира Александровича и Светлану Николаевну. Они вложили много сил в развитие ЗАО «Заречье». Сейчас хозяйством руководит их сын Максим, тоже наш выпускник. Многие чиновники, бизнесмены, экономисты, сотрудники и менеджеры в банках, управленцы — это наши выпускники: Ковалева Елена Васильевна — глава города Кирова, Маковеева Лариса Александровна — министр финансов Кировской области, Кряжева Наталья Михайловна — министр экономического развития Кировской области, Киселев Александр Николаевич — министр сельского хозяйства и продовольствия Кировской области и многие другие.

Лучшая награда для преподавателя — видеть своих студентов востребованными, состоявшимися специалистами. 

От практики к теории: Банк России делится опытом проводимой ДКП с вузами

Современные макроэкономические тренды и денежно-кредитная политика (ДКП) стали темами практического интенсива Банка России для преподавателей вузов в Чебоксарах. Это первый семинар такого масштаба, который Банк России проводит в российских регионах для академического сообщества. Участники — преподаватели экономических дисциплин из всех регионов присутствия Волго-Вятского ГУ Банка России.


Куклин Андрей Владимирович, преподаватель Вятского ГАТУ, доцент, кандидат экономических наук, принял участие в этом мероприятии.

В программе интенсива — лекции спикеров Банка России и обширная практическая часть: семинар по научным исследованиям, а также решение задач и кейсов, которые преподаватели в дальнейшем смогут использовать на своих занятиях со студентами. Преподаватели обсудили с представителями Банка России текущую ситуацию в экономике и методы прогнозирования, которые Банк России использует при принятии решений по денежно-кредитной политике.

Денежно-кредитная политика — быстро меняющаяся область знаний, поэтому такой формат коммуникации Банка России очень важен для вузов, которые готовят специалистов в сфере экономики и финансов. Он помогает держать преподавателей в курсе экономических трендов, насытить учебную программу актуальной теорией и практикой по ДКП и макроэкономике.

«Взаимодействие с академическим сообществом, студенческой средой помогает Банку России быть лучше и понятнее. Коммуникация с вузами — важный канал разъяснения наших решений. Мы очень заинтересованы в том, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели вовлекались в темы денежно-кредитной политики и исследовательского трека, который проводит Банк России. И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы помогать вузам готовить качественные кадры», — отметила заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики Банка России Елена Оленина.

В Вятском ГАТУ прошла предзащита выпускных квалификационных работ в формате стартапа

В эпоху инноваций программа «Стартап как диплом» становится все более востребованной. Она позволяет студентам не только продемонстрировать теоретические знания, но и создать готовый к реализации бизнес-проект.


На предзащите студенты представили перспективные стартап-проекты с инновационными решениями в различных сферах: от агропромышленного комплекса до сферы услуг. Они показали нестандартный подход и готовность решать актуальные задачи. В центре внимания были стартапы, нацеленные на создание новых продуктов и услуг, которые могут улучшить нашу жизнь.

Все участники тщательно подготовились и достойно представили свои работы перед экспертной комиссией. В нее вошли генеральный директор ГК «Руснедвижимость» Екатерина Владиславовна Орешкович, сопредседатель КРО ООО «Деловая Россия» Кирилл Витальевич Безденежных, предприниматель Константин Борисович Кропанев, исполняющий обязанности директора института экономики, управления и информационных технологий Вятского ГАТУ Татьяна Борисовна Шиврина и руководитель проектного офиса университета Елена Александровна Клинова.

Эксперты дали студентам ценные рекомендации для доработки проектов и успешной защиты.

Все работы рекомендованы к защите. Особая благодарность научным руководителям, которые помогли студентам развить их стартап-идеи.

Желаем удачи на защите выпускных квалификационных работ!

В Вятском ГАТУ состоялась конференция, посвященная 60-летию экономического факультета

18 июня в университете прошла VI Международная научно-практическая конференция «Цифровая экономика и управление знаниями: проблемы и перспективы развития».
Это событие состоялось в рамках празднования 95-летия университета.

Мероприятие началось с пленарного заседания, где с приветственными словами и поздравлениями с 60-летием создания экономического факультета выступили наши выпускники разных лет, а также наши гости из Донецкого национального университета экономики и торговли имени Туган-Барановского и Верхневолжского государственного агробиотехнологического университета.

В этом году в конференции приняли активное участие представители зарубежных вузов, таких как Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина, Азербайджанский государственный экономический университет.

Большую активность проявили и вузы России (Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Туган-Барановского, Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова — филиал ФГБОУ ВО Донской ГАУ и другие). На конференцию поступило более 40 статей от более чем 50 авторов.

На пленарном заседании с докладом выступила и.о. директора института экономики, управления и информационных технологий Вятского ГАТУ Татьяна Борисовна Шиврина. Она рассказала об истории создания и развитии экономического факультета. 

В рамках секционных докладов были рассмотрены различные стороны развития процессов цифровизации. Так, например, аспирант Вятского ГАТУ Андрей Александрович Карсаков выступил с интересной темой: «Проблемы применения и развития цифровых технологий в виноградарстве».

Гость из Белоруссии Анастасия Дмитриевна Соломаха по онлайн связи выступила с докладом о способах защиты исторической памяти в цифровой игровой среде.
Елена Леонидовна Быкова, методист Института развития образования Кировской области, поделилась научными разработками по непрерывному профессиональному развитию цифровых компетенций педагогов для технологического образования. 

Преподаватели кафедры истории, философии, филологии, педагогики и физического воспитания представили доклады в секции «Исторические, педагогические, филологические и философские аспекты в управлении знаниями в условиях цифровой экономики». 

Спасибо всем участникам за плодотворную работу!

вверх